Вивекананда Свами
Вивекананда Свами (псевдоним; настоящее имя Нарендранатх Датт), индийский мыслитель-гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель; ученик Рамакришны.
В 1880-84 изучал философию в Калькуттском университете; в 1893 выезжал в США, Великобританию, Японию с целью пропаганды веданты. В 1897 основал религиозно-реформаторское общество «Миссию Рамакришны». Был крупнейшим представителем йоги. Вивекананда - идеолог так называемого индийского Возрождения, выражавшего стремление Индии к национальной независимости и социальному благоденствию. Выступал против угнетения, расизма и экспансионистских тенденций. Причины колониального положения страны видел в потере ею национальной индивидуальности.
Вивекананда верил в социальную справедливость, связывая её наступление с деятельностью «низших классов», которые «покончат» с «имущественным неравенством и установят своё господство», однако свои надежды Вивекананда возлагал не на революционную деятельность народных масс, а на воспитание личности в духе Веданты, на создание характера у индивидуума и нации.
Социальная функция пропагандируемой Вивеканандой «универсальной» реформированной религии заключается, по Вивекананде, в оказании помощи нуждающимся и голодным. Демократическое содержание проповеди Вивекананды способствовало освободительному движению в Индии.
Вивекананда похож на стрелу, выпущенную из древнего лука индуизма на Запад. Это стрела мира, стрела света и стрела человечности. Его книги — песня о любви, жизнь — воплощение веры, а судьба — подвиг воплощения духа.
Вся его жизнь является трибуной духовного знания - единственного знания, полного в своей истинности - Знания человеческого сердца, примиряющего и объединяющего мятущиеся человеческие сознания всех стран и народов.
Просто удивительно, сколько добра может принести человечеству даже один человек.
Но в его учениях есть слово «Иллюзия», которое мы, по всей вероятности неправильно поняли, когда он говорил, что все, что мы видим, является иллюзией. Из-за непонимания этой мысли, целая страна, как Индия, чуть ли не лишилась всей своей жизненной энергии.
В тоже время у мня, к Вивекананда Свами есть некоторые критические замечания.
Первое: Вивакананда Свами, та же, как и Е.Блаватская, почти полностью игнорировал вопросы, касающиеся укрепления здоровья физического тела, в том числе и Хатха-йогу. Мы уже писали, что физическое тело, для нас является, чуть ли не основным инструментом для познания всего остального - «лодкой» для того, чтобы переплыть океан жизни. В здоровом теле здоровый Дух.
И второе: он, в своих лекциях и в книгах, не упоминает о том, что Бог познаваем. По видимому, он считал, что время для этого еще не подошло. Хотя и очень хорошо и убедительно описывает Его Законы.